Как стать чиновником в России?

Кредиты

Требования к претендентам на должность чиновника

Не существует единых требований к отбору на должность государственного служащего. Когда человек думает «Хочу стать чиновником», то первым делом он выбирает себе нужный вуз. Наличие высшего образования на сегодня не является обязательным условием. Более того, нет такой профессии — «чиновник». Правительство России уже неоднократно поднимает вопрос о введении профессиональных стандартов, но пока это существует только в теории. Один из критериев таких стандартов — обязательное высшее образование.

Если присмотреться к чиновникам разного уровня, то среди них преобладает число юристов. На втором месте — экономика. На третьем — международные отношения. Но есть и люди без высшего образования. Они начинали свою карьеру с низов и постигали азы работы на месте, так что просиживание в вузе им ничем не поможет.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Сегодня функционируют и специальные вузы для государственных служащих. Один из них — Российская академия подготовки госслужащих. По России распространены и другие учебные учреждения.

Получение взятки или мошенничество

Самым распространенным на сегодняшний день способом устранения чиновника является обвинение в получении взятки — наказание по этой статье уголовного кодекса (УК) достигает 15 лет лишения свободы. Однако, если будет установлено, что действия (бездействие) должностного лица, за которые была передана взятка, не входили ни в его служебные полномочия, ни в сферу влияния, они могут быть квалифицированы как мошенничество.

Анализ уголовных дел в отношении высокопоставленных чиновников подтверждает, что в последнее время правоохранительные органы и суды изменили подход к необходимому объему доказательств по преступлениям коррупционного характера. В начале 2000-ых годов суды и прокуроры требовали от следователей неопровержимых доказательств вины чиновника, взятия его «с поличным».

Сегодня же ценность доказательств отошла на второй план. Оперативники, задерживая высокопоставленного чиновника, немедленно заявляют об этом в СМИ, предоставляя для последних кадры оперативной съемки обыска, иной раз с явными признаками монтажа. Видеоряд в таких случаях может быть дополнен кадрами с предметами роскоши, которых у чиновника могло и не быть.

Сегодня для возбуждения в отношении чиновника уголовного дела зачастую бывает достаточно лишь показаний заинтересованного лица, заключившего сделку со следствием. Пойманный «с поличным» чиновник среднего звена или бизнесмен, под обещание максимального смягчения наказания либо освобождения от него, нередко соглашается дать нужные показания на должностное лицо.

Но такие дела могут возбуждаться лишь для «входа». Если версию заинтересованного лица о передаче взятки подтвердить иными доказательствами не получается, следователи тщательно изучают всю жизнь чиновника — какие сделки совершал, какие блага получал, за чей счет ездил в отпуск. Вероятность того, что какую-либо сомнительную сделку удастся представить как новый эпизод преступной деятельности, имеющий судебную перспективу, в таком случае повышается.

Примером является дело в отношении заместителя губернатора Ивановской области Дмитрия Куликова. Сначала он был обвинен в получении взятки от мэра города Иваново. Доказательством служили одни лишь показания мэра, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве. В дальнейшем, в отношении Куликова был возбужден второй эпизод — получение взятки от местного бизнесмена в виде автомобиля и оплаты расходов на сотовую связь за общее покровительство многомиллиардному государственному проекту.

Как стать чиновником в России?

Еще более эффективным является использование подстрекателей. Такие лица, как правило, либо имеют заключенный с оперативниками «контракт» на осуществление подобной деятельности на постоянной основе, либо по какой-то причине вынуждены так поступать. Задача подстрекателя, как правило, состоит в том, чтобы любым способом побудить должностное лицо помочь в сложной жизненной ситуации, искусственно вызывая чувство сострадания и жалости, настойчиво предлагая вознаграждение за оказанную помощь.

Иерархия должностей

Государственный аппарат, как и другие крупные организации, обладает своей четкой иерархией. Поэтому, прежде чем узнавать, как стать высокопоставленным чиновником, важно понимать построение иерархии.

Итак, согласно Федеральному закону выделяется 5 групп государственных служащих и 4 категории. Наверху — руководители. Сюда же относят и заместителей руководителей. Чуть ниже — помощники. Иными словами, советники. Они необходимы в качестве помощников лицам, временно замещающим какую-либо должность. Самая крупная и средняя прослойка государственного аппарата — специалисты. Их задача выполнять определенные функции. Ниже всех — обеспечивающие специалисты. Их дело — обеспечивать деятельность государственного аппарата.

Превышение полномочий

Привлечь к ответственности за взятку чиновника, который ведет себя осмотрительно и аккуратно, избегает получения каких-либо подарков за помощь, оказываемую посторонним лицам и даже жестко пресекает любые попытки «отблагодарить» его, — задача не из простых. В таких случаях оперативники могут переключиться на его служебную деятельность, ведь вероятность найти огрехи в работе этого человека или его подчиненных весьма велика — сейчас редкое министерство или ведомство работает идеально.

Одним из самых распространенных видов превышения полномочий является подписание чиновником актов выполненных работ или оказания услуг, на основе которых происходит списание бюджетных средств, в случаях, если такие работы не были выполнены полностью. При этом следователи проверяют, какой объем работ или услуг был фактически выполнен на момент их приемки. Назначаются строительные или бухгалтерские экспертизы, подробно допрашиваются лица, осуществлявшие выполнение работ.

Для злоупотребления полномочиями больше характерны случаи, когда чиновник заключает контракт с подконтрольной ему организацией в нарушение установленных регламентов. Нередко возбуждению таких уголовных дел предшествует проверка органов ФАС, которые тесно сотрудничают с ФСБ и МВД РФ. Органы ФАС устанавливают факт нарушения антимонопольного законодательства, а оперативные структуры доказывают наличие преступного сговора между чиновниками и предпринимателями.

Еще по теме  Потребительские кредиты банка Восточный Банк в Москве в 2020

Нередко обвинения в злоупотреблении или превышении полномочий предъявляются чиновникам под явно надуманным предлогом.

Примером такого обвинения является уголовное дело в отношении министра природных ресурсов и экологии Красноярского края Елены Вавиловой, которая была обвинена в превышении полномочий, выразившимся в том, что она заключила ряд договоров о приобретении лесных насаждений для государственных нужд, но по назначению их не использовала, а продала третьим лицам по цене, значительно превышающей изначальную.

Как стать чиновником в России?

Несмотря на то, что денежные средства, вырученные от реализации леса по рыночной цене, в полном объеме поступили в бюджет, в отношении министра было возбуждено уголовное дело. Преступным мотивом действий Вавиловой, по мнению следователей, явилось её желание к достижению высоких результатов эффективности министерства, а также поддержание своего престижа, как руководителя.

Поддержание престижа руководителя ведомства, как преступный мотив, стало очень популярным в последнее время. Такая же формулировка была указана и в обвинении вице-губернатора Ивановской области Светланы Романчук, стремившейся ликвидировать применение схем по хищению государственных денег недобросовестными руководителями медучреждений.

Выводы

Я перечислил лишь некоторые из дел, с которыми сталкивался лично, но уверен, что в практике подобных случаев много. К сожалению, для современной России устранение политических конкурентов с использованием уголовно-правовых инструментов — не новшество. Подобные действия имеют место на всех уровнях государственной власти.

Общий негативный фон, сопровождающий возбуждение необоснованных уголовных дел, отбивает у действительно эффективных предпринимателей и руководителей любое желание близко подходить к органам государственного управления или взаимодействовать с бюджетными учреждениями, а у действующих чиновников – принимать хоть какие-то меры по вытягиванию страны из кризиса.

Перечисленные ниже рекомендации безусловно не являются панацеей от необоснованного уголовного преследования, однако, по моему мнению, могут существенно снизить риск привлечения чиновника к уголовной ответственности.

  1. Ни при каких обстоятельствах не принимать исполнение работ или оказание услуг без их фактического исполнения. Неважно, какие задачи поставлены. Тот факт, что акты выполненных работ подписаны авансом, а в дальнейшем эти работы выполняются, не будут свидетельствовать об отсутствии признаков преступления на момент его совершения – при перечислении денежных средств.
  2. Тщательно контролировать соблюдение процедур и регламентов заключения договоров или издания распорядительных актов. Показания подчиненных сотрудников о том, что они допустили нарушения по указанию своего руководителя, при отсутствии доказательств обратного, лишь усугубят положение чиновника.
  3. Обращать особенное внимание на случаи возбуждения уголовных дел в отношении сотрудников ведомства или руководителей компании, имеющей заключенные соглашения с государственной или бюджетной организацией. Практически всегда заподозренным сотрудникам или предпринимателям предлагается сделка – показания на вышестоящего чиновника в обмен на смягчение наказания. Будут ли такие показания соответствовать действительности – значения не имеет, закон в отношении доказательств предусматривает только два критерия – относимость (имеет ли доказательство отношение к делу) и допустимость (получено ли оно в соответствии с законом). Достоверность показаний следователи и суд оценивают исключительно по собственному внутреннему убеждению.
  4. Проявлять должную осмотрительность в борьбе с коррупцией. Нередко вновь пришедший на должность чиновник слишком рьяно начинает выявлять схемы по хищению бюджетных средств, направляя обращения в компетентные органы по выявленным фактам, не принимая во внимание тот факт, что организации, замешанные в преступных схемах, могут пользоваться покровительством со стороны силовых структур. В таком случае уголовное преследование может начаться в отношении самого чиновника для его устранения. Нет никакой необходимости самому трубить про выявленную коррупционную схему, чиновнику тут смогут помочь журналисты, если наладить с ними нормальные рабочие отношения.
  5. Соблюдать гигиену в отношениях личного имущественного характера. Любое получение выгоды в виде аренды имущества безвозмездно или по заниженной цене, получения услуг имущественного характера, отпуск или даже проведение корпоративов за чужой счет могут повлечь обвинение в коррупции. В случае, если будет установлено, что лицо, за чей счет был банкет, получило благоприятствование со стороны чиновника или госучреждения, и такие действия находились в прямой причинно-следственной связи между собой, опровергнуть обвинения будет крайне непросто.
Еще по теме  Где взять кредит 6000 рублей

Как стать чиновником в Москве? Поэтапная инструкция

Как стать чиновником в России?

Итак, если человек решает связать свою жизнь с работой в государственном аппарате, с чего ему начинать? С поиска низких должностей. Да, на начальном этапе нет высоких зарплат, зато она стабильная и дает постоянный доход. Плюс карьерный рост.

Согласно Федеральному закону, отбор на государственные должности проводится на основе конкурса. Для участия в нем требуется удовлетворить двум условиям: владение русским языком и квалификационные требования. К последнему везде свои особенности. Например, если человек устраивается чиновником в министерство финансов, то ему в плюс пойдет знание бухгалтерии, статистики или экономики.

Где можно посмотреть вакансии? В официальных СМИ, на сайтах органов власти. На подготовительном этапе кандидату на должность требуется собрать пакет документов. Как правило, в него входит медицинская справка, справка о несудимости, о доходах из налоговой, диплом и фотографии. После готовый пакет документов представляется в учреждение, где, возможно, придется еще заполнить анкету.

Второй этап самый важный — подготовка к конкурсу. Ведь как становятся чиновниками? Только хорошо зная законы и Конституцию РФ. Все это легко найти на сайтах органов власти. За две недели можно без труда выучить всю теорию. Будьте готовы отвечать на заковыристые вопросы членов комиссии.

Третий этап — сам конкурс. Он проводится очно и часто включает в себя два этапа: тест на знание законов и собеседование. О результатах конкурса сообщают примерно через месяц.

Ответ: да. Стоит учитывать, что на руководящие должности не возьмут без опыта работы и рекомендаций. На самом деле слухи о том, что конкурсы проводят исключительно под «нужного человека», преувеличены. В комиссии обязательно сидит независимый эксперт, который задает вопросы, и любой участник может провалиться.

Мало надежды и на получение взяток и откатов, так как низкие должности не дают особых преимуществ.

Как стать чиновником в России и где искать вакансии? Как правило, список свободных мест размещается в официальных СМИ и на сайтах органов власти. Сколько появится свободных мест, заранее нельзя узнать. Иногда замена требуется временно, например, на период декретного отпуска. Об этом сразу пишут в тексте вакансии. Не стоит пугаться этого факта, держаться нужно за любую возможность.

Зачем чиновникам идти в науку?

Споры о том, нужно ли чиновникам становиться академиками, идут давно. Раньше научная степень считалась престижной, и поэтому многие стремились получить ее любыми путями. На фоне этого часто возникали споры, что такие люди не занимаются наукой, и всего лишь зря занимают места академиков. Поэтому Путин издал негласный закон, запрещающий чиновникам занимать научные должности. Таким образом, он предложил избавить ученых от конкуренции.

Так зачем чиновники стали академиками РАН? Из-за дополнительного престижа.

На другую сторону

Как стать чиновником, не имея влиятельных знакомых? Сложно, но можно. Для этого нужно найти самую непривлекательную и маловостребованную вакансию. Как правило, это самые низкие должности. Небольшая зарплата и большой спектр обязанностей — так где выгода? За время работы человек обзаводится всеми нужными связями в государственной структуре. В итоге, проявляя все свои лучшие качества, можно перейти на новую должность.

Еще один способ того, как стать чиновником: в регионе находится бюджетная структура. Создается группа сотрудничества с ее руководством. Или как вариант — сам человек становится руководителем. Налаживаются контакты с крупным городом, например с Москвой. В итоге создается новый бюджетный поток.

Плох тот управленец, который не мечтает стать мэром или губернатором. Путь к высоким должностям долог и тернист. Как правило, на подготовительном этапе требуется снова собрать пакет документов. Найти требования к его содержимому можно на сайте местного органа власти.

Выдвижение кандидатов на должность мэра начинается за несколько месяцев до выборов. Все участники дают письменное согласие, что при избрании на должность откажутся от деятельности, которая несовместима с работой мэра. Например, если у кандидата есть бизнес, он должен продать его или переписать на другого человека.

Согласно закону Российской Федерации, выдвигаться в кандидаты на должность мэра может любой гражданин страны, достигший возраста — 21 года. Прописка региона в данном случае не обязательна.

Еще по теме  Кредитная карта УБРиР 120 дней без процентов

Ключевой момент: нельзя скрывать наличие судимости. Официально законы не запрещают судимому выдвигаться в кандидаты, но вот скрывать эту информацию нельзя. Иначе комиссия откажет в регистрации.

Приняв документ, комиссия выдает справку кандидату на пост мэра. На ее основании человек имеет право открыть избирательный счет, после чего в письменной форме сообщает все банковские реквизиты избирательной комиссии.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Ключевой момент: если человек самовыдвиженец, то ему нужно собрать подписи в свою пользу, только после этого он будет допущен к выборам. Как правило, достаточно количества 1-2% от общего числа избирателей. Агитацию можно начинать на следующий день после подачи заявления.

После того как все подписи собраны, человек подает документы на регистрацию своей кандидатуры. Делать это нужно не позднее, чем за сорок дней до начала выборов. Если комиссия выдает отказ в регистрации, то делает она это в письменной форме, с указанием причин.

На самом деле стать чиновником не так сложно, как может показаться изначально. Сложнее удержаться на месте, так как работать приходится очень много и за минимальную плату. Зато в перспективе — нужные люди, карьера и новые возможности.

Бывает, что специально искать работу чиновнику и не нужно: если он ответственный, умеет общаться с людьми и, главное, проявил себя как эксперт, то скорее всего ему с достаточной регулярностью будут поступать предложения о работе, считает Иван Канардов, руководитель отдела кадрового консалтинга MOLGA Consulting. Многие не ждут у моря погоды и сами активно намекают на свое желание перейти «на другую сторону». Нередки случаи, когда начальники переходят в реальный сектор экономики и после тянут за собой коллег, говорит он. В основном поиск начинается среди бывших коллег, друзей и родственников, если же не удается найти работу через эти каналы, то бывшие чиновники обращаются напрямую к гендиректорам компаний, в которых им хотелось бы работать, минуя отделы персонала и рекрутинговые агентства, рассказывает Мария Куприянова. По словам Юлии Сахаровой, чиновники также находят работу, лично обращаясь к знакомым топ-менеджерам крупных компаний.

По закону бывший чиновник два года не имеет права занимать должности в компаниях, которые входили в его сферу ответственности, напоминает бывший сотрудник одного из комитетов администрации. Из-за этого у кадровиков возникают опасения, что появятся проблемы с комиссией по урегулированию конфликта интересов и компанию могут оштрафовать, это еще одна причина настороженности по отношению к бывшим чиновникам, считает он. На среднем уровне настороженность при трудоустройстве есть у обеих сторон: в Смольном тоже настороженно относятся к выходцам из коммерческих структур, так как опасаются, что человек на госслужбе будет лоббировать интересы своих бывших работодателей, добавляет собеседник «Ведомостей».

Обычно люди с государственной службы производят впечатление довольно усталых и пассивных. К сожалению, в большом количестве случаев даже яркие профессионалы с активной позицией либо со временем перегорают в закостенелых бюрократических государственных структурах, не в силах бороться с инертным и безынициативным большинством, либо довольно быстро их покидают и находят другие возможности – в реальной экономике, считает Мария Маргулис. Работа в частной компании и в госструктуре – очень разные вещи, признает топ-менеджер, имеющий опыт работы с обеих сторон. Хотя администрация приглашает «свежую кровь» для внедрения новых подходов, решения там принимаются долго и сложно что-то изменить, тогда как в бизнесе внедрить что-то новое можно довольно быстро, говорит он. Бывшие чиновники достаточно легко приживаются в госкомпаниях, рассказывает сотрудник одной из них. Госкомпании – нечто промежуточное между госорганами и бизнесом, поэтому чиновнику не приходится значительно менять свой подход к работе, отмечает он. При определенных проектах и задачах компании и в дальнейшем будут привлекать на работу чиновников либо сажать своих сотрудников в госструктуры, считает Екатерина Ильина из Boyden Russia.

Стоит ли работать чиновником?

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Нет неоднозначного ответа на этот вопрос. Как и любая другая, работа государственным служащим имеет свои плюсы и минусы. Из явных недостатков можно отметить невысокую оплату труда (как и в любых бюджетных организациях), множество обязанностей и долгий карьерный рост. К плюсам — хорошие перспективы и побочные возможности для заработка.

Оцените статью
Финансовый портал
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.